Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Объединения по интересам

Дата: 24 августа 2021 в 15:08, Обновлено 20 октября 2023 в 10:19

Методические рекомендации

Методические рекомендации по вопросам разработки программы объединения по интересам

 Клецова О.А., зам.зав. учебно-методическим отделом  УО «Национальный центр художественного творчества детей и молодёжи»

Советы педагогу дополнительного образования детей и молодёжи

Приступая к разработке программы объединения по интересам, прежде всего, следует изучить нормативные правовые документы, научно-методическую, педагогическую литературу, в том числе статьи в специальных журналах и Интернете. Это делать необходимо постоянно, так как работа с новой информацией является важным средством собственного профессионального развития педагога, а параллельно будет разработан раздел программы «Литература и информационный ресурс». Программа объединения по интересам в какой-то мере «заставляет» педагога осмыслить сущность своей деятельности, свою педагогическую позицию.

Программа объединения по интересам должна опираться на определенные научные принципы:

  • доступности в обучении и воспитании;
  • индивидуального подхода, научности;
  • систематичности и последовательности;
  • связи теории с практикой;
  • природосообразности;
  • культуросообразности.

Теория и практика создания программ диктует также определённое требование к их содержанию и оформлению. К ним относятся:

  • актуальность – соответствие требованиям заказчика (ребёнка, родителя, общества, государства) и учёт современных достижений в области образования, культуры, а также национальных традиций;
  • современные образовательные технологии, которые отражены в принципах, формах и методах организации образовательного процесса, методах контроля и управления образовательным процессом; средствах обучения (оборудование, инструмент, материалы).

Содержание образовательных программ должно быть   направлено на:

  • создание условий для развития личности учащегося и её мотивации к познанию и творчеству;
  • создание условий для социального, культурного, профессионального самоопределения, творческой самореализации личности;
  • интеллектуальное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание;
  • взаимодействие педагога дополнительного образования детей и молодёжи с семьёй;
  • профилактику асоциального поведения и укрепления здоровья учащихся.

Структурные элементы программы:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительная записка.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание программы.
  5. Ожидаемые результаты.
  6. Формы и методы реализации программы.
  7. Литература.

При работе над текстом программы рекомендуем составить аннотированную структуру программы объединения по интересам, которая может выглядеть следующим образом:

Раздел программы Содержание
 

Титульный лист

Наименование учреждения; наименование программы; автор-составитель (ФИО, должность); кем утверждена; с кем согласована; возраст учащихся; срок реализации; название города; год разработки.
 

Пояснительная записка

Направленность программы; педагогические принципы; новизна и актуальность; возраст учащихся; сроки реализации; цель(и) – краткая, понятная, достижимая; задачи (в обучении, воспитании, развитии).
Учебно-тематический план Разделы, темы, количество часов (общее, теория, практика).
Содержание программы Краткое изложение содержания разделов, тем с указанием ключевых, теоретических понятий и видов практической деятельности.
Ожидаемые результаты Результат обучения, воспитания, развития учащихся, конкретная краткая характеристика приобретенных знаний, умений, навыков (компетенций и личностных качеств) по истечении каждого года обучения.
Формы и методы реализации программы Формы, методы, приёмы организации и проведения образовательного процесса; обеспечение программы методическими видами продукции; наглядный и дидактический материал; виды контроля и диагностики освоения программы и т.п.
Литературные и информационные источники Литературные и информационные источники указываются в соответствии с требованиями стандарта. Можно предоставить список литературы отдельно для педагога, детей; репертуарный список и т.п.

 Затруднения педагога при написании программы

  • Разработка пояснительной записки.

В этом разделе трудности возникают при формулировании цели и задач программы. Цель формулируется в самом сжатом обобщённом виде. Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить (С.И. Ожегов «Словарь русского языка»). Для формулировки цели используются существительные: создание, обеспечение, приобщение, развитие, формирование и т.п.

Цель может быть направлена на:

  • развитие учащихся в целом или определённых способностей;
  • формирование у каждого учащегося умений, навыков, потребности самостоятельно пополнять знания, творить, трудиться;
  • формирование и развитие общечеловеческих нравственных ценностей, личностных качеств;
  • гармоничного художественно-эстетического, интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития;
  • обучение трудовым навыкам, коллективному взаимодействию и взаимопомощи и т.п.

Задача – это то, что требует разрешения, выполнения (С.И. Ожегов «Словарь русского языка»). Задачи программы объединения – это пути, способы поэтапного достижения цели в обучении, воспитании, развитии учащихся.Обучающие задачи отвечают на вопрос: что узнает, чему научится, какие представления получит, чем овладеет, в чем разберется учащийся, освоив программу.Развивающие задачи связаны с развитием творческих способностей и возможностей учащихся, а также внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.Воспитательные задачи отвечают на вопрос: какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у учащихся. Формировать задачи следует в одной грамматической форме, желательно – глагольной: способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, сформировать, расширить, углубить, предоставить возможность, обеспечить, поддержать и т.д.

  Для многих педагогов серьезной проблемой является написание текста программы.

Не следует увлекаться излишней терминологией, экскурсами в историю предмета, критическими замечаниями и т.п. При оформлении раздела «учебно-тематический план» следует помнить, что программа – стратегический документ, рассчитанный не на один год; поэтому в этом разделе должны быть обозначены основные содержательные блоки (разделы, темы) и количество часов на их освоение. Не следует путать с учебно-воспитательным планом, который вносится в журнал и где конкретизируются темы, сроки на учебный год! Если первое представляет собой устоявшуюся схему с названием тем, разделов, количества часов (теория – практика), то второе – это краткое изложение того, что станет предметом изучения (аннотация темы, раздела). Разбивать тему (раздел) на огромное число мелких единиц не стоит (это предстоит сделать в плане объединения на учебный год). Содержательную часть программы следует структурировать таким образом, чтобы оно позволило раскрыть все ведущие теоретические идеи (теория) и ответы на них (практика).В программу объединения по интересам включаются основные (наиболее важные для данного направления деятельности) формы воспитательной работы, а актуальные для конкретного учебного года мероприятия находят своё отражение снова же в плане учебно-воспитательной работы объединения по интересам на учебный год.

   Система определения результативности освоения программы предполагает различные формы её выявления. Педагоги, как правило, предлагают несколько традиционных форм: открытые, итоговые занятия, тесты. Рекомендует расширить спектр форм: беседа, опрос, прослушивание, просмотр, выставка, концерт, конкурс, диагностика (диагностические игры), анкетирование, анализ освоения программы (раздела, темы), анализ участия в социально значимой деятельности объединения и т.п. Формами фиксации результатов могут быть: награды (дипломы, грамоты), готовые работы учащихся, протоколы диагностики, аудио-, видеозаписи, фото, портфолио, аналитические материалы, статьи в СМИ и др. Формы предъявления результатов: концерты, выставки, портфолио, итоговые занятия, защита проектов и творческих работ, демонстрация (моделей, готовых изделий) и др.

                    Требования к занятию объединения по интересам.

Рекомендации для начинающих педагогов
дополнительного образования.

Современное занятие объединения по интересам – целенаправленный процесс обучения, воспитания, развития с постоянным составом учащихся по твердому расписанию с единой для всех образовательной программой дополнительного образования детей и молодежи; это – динамичная и вариативная форма организации совместной деятельности педагога и учащихся.

Общие требования к занятию объединения по интересам:

  • Обеспечение максимальных условий для продуктивной познавательной и творческой деятельности учащихся с учетом их интересов, потребностей и способностей;
  • Формирование мотивации к самопознанию и саморазвитию, активизация всех сфер личности учащегося;
  • Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности;
  • Эффективное использование педагогических средств, достижений науки, передовой педагогической практики.

Каждое занятие должно быть направлено на достижение цели: обучить, воспитать, развить. В соответствии с этим конкретизируются дидактические, воспитательные и развивающие требования к занятию. Дидактические: четкое определение задач; оптимизация содержания занятия с учетом личностных потребностей учащихся; внедрение новых педагогических технологий; сочетание различных форм и видов деятельности (коллективной, индивидуальной); контроль и управление образовательным процессом; воспитательные: определение воспитательных возможностей темы занятия, и постановка тех воспитательных задач, которые помогают формированию у учащихся таких качеств как: аккуратность, исполнительность, ответственность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, коллективизм и др, со стороны педагога- внимательность, чуткость, педагогический такт, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их личностных успехах; к развивающим требованиям относятся: формирование и развитие мотивации к познавательно-творческой деятельности, творческой инициативы, активности; изучение и учет психологических особенностей учащихся, прогнозирование творческого, эмоционального, интеллектуального, социального развития учащихся. Начинающему педагогу дополнительного образования необходимо научиться правильно планировать каждое занятие (может быть, на первых порах, составлять для себя подробный план-конспект). Сложившаяся на практике структура занятия представляет последовательность этапов: организационный, подготовительный, основной, итоговый, рефлексивный. Для повышения эффективности образовательного процесса все этапы должны быть объективно взаимосвязаны, однако, их последовательность на ином занятии может быть различна. Например, принято начинать занятие с актуализации уже усвоенных знаний, приемов, навыков, педагог же с целью мотивации учащихся к самостоятельному решению определенного задания, проблемы начинает занятие с ролевой, деловой игры, самостоятельной работы с применением полученных знаний и умений, создания проблемной ситуации, творческого проекта. Безусловно, все это должно быть логически связано с предыдущими занятиями. Такой подход современен, он исключает шаблонность в проведении занятия объединения, расширяет рамки творчества педагога и учащихся. Все вышесказанное касается организационной основы занятия, методическая основа его обязывает педагога планировать все виды деятельности, в том числе с применением определенных (описать каких) методов, приемов, технологий.

Примерный план занятия может быть следующим:

Дата

Тема

Цель занятия

Оборудование, дидактические материалы, технические средства обучения и т.п.

Ход занятия (содержательное наполнение каждого этапа):

организационный (приветствие, организация внимания учащихся);

подготовительный (озвучивание темы, цели занятия, актуализация знаний учащихся по теме);

основной (организация продуктивной деятельности учащихся, вид/ы деятельности;

итоговый (подведение итогов, в какой форме);

рефлексия (в какой форме).

Эффективность планирования зависит от знания педагогом особенностей образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, состава учащихся, их индивидуальных возможностей, от учета всех ресурсов, от положительного имиджа самого педагога (педагогический такт, оптимизм, эмоциональная отзывчивость, вера в своих учащихся и поддержка их инициатив и самостоятельности, увлеченность своим предметом и многое другое). Для успешного планирования занятия, видения перспектив, устранения недочетов педагогу очень важно осуществлять самоанализ занятия. Для этого рекомендуем ответить (самому себе) на следующие вопросы:

— добился ли я цели, которую ставил

— какова была атмосфера занятия

— соответствовал ли объем материала качеству его усвоения

— насколько эффективны были применяемые методы и приемы

— как оцениваю активность, интерес, самостоятельность и коммуникабельность учащихся

— каково настроение учащихся после занятия

— как я оцениваю себя на занятии (речь, настроение, взаимодействие с детьми, все ли возможности использованы для решения воспитательных задач).

Алгоритм подготовки педагога к занятию:

  1. Анализ предыдущего занятия (см. выше).
  2. Моделирование последующего занятия.
  3. Обеспечение содержания занятия (самоподготовка: работа с литературой, ТСО, наглядным, дидактическим материалом, подбор адекватных методов и приемов работы с детьми).
  4. Материально-техническое обеспечение занятия (подготовка помещения для занятий, оборудования, материалов)

Рекомендации по ведению журнала планированияи учета работы  объединения по интересам

 Журнал планирования и учета работы  объединения по интересам УДОДиМ является необходимым документом, отражающим содержание работы с учащимися.

Одновременно это и финансовый документ, его обязан вести каждый педагог дополнительного образования. Все записи в журнале должны вестись четко, аккуратно и регулярно.

Журнал ведется чернилами одного цвета.

Не допускаются исправления, пометки.

В зависимости от того, на каком языке ведется обучение в кружке, журнал может вестись на русском или белорусском языках.

Страницы журнала нумеруются.

                         Порядок заполнения журнала

  1.  На обложке журнала записывается название объединения УДОДиМ;
  2. На титульном листе – название объединения УДОДиМ, фамилия, имя, отчество педагога (полностью), фамилия, имя (полностью) старосты группы.
  3. Указываются номера страниц в соответствии с содержанием.
  4. На последующих страницах журнала записывается план работы объединения на учебный год, который состоит из следующих разделов:

Раздел I. Цели и задачи

С учетом направления деятельности  объединения, возрастных особенностей детей определяются цели и задачи  объединения. При планировании следует выделить предметно-практические задачи (какие знания, умения, навыки хотим сформировать), воспитательные (какие качества личности хотим развивать), методические (что и как хотим обеспечить, разработать) и др.

Раздел II. Организационная работа

В данном разделе излагаются организационные условия эффективности образовательного процесса: мероприятия по комплектованию объединения, планированию деятельности, подготовке кабинета и оборудования к новому учебному году, разработка и сбор методических материалов по направлениям деятельности объединения, проведение организационных собраний с учащимися и родителями, выбор органов самоуправления и др.

 Раздел III. Учебно-тематический план

В учебно-тематическом плане необходимо указать темы занятий и количество часов, отведенных на их изучение с разбивкой на теоретические и практические занятия. В учебно-тематический план   включаются часы, предназначенные на изучение тем образовательной программы, учебные экскурсии, вводные и итоговые занятия.

Раздел IV. Воспитательная работа

В данном разделе раскрывается содержание воспитательной деятельности как необходимой составляющей образовательного процесса в объединении по интересам. Это традиционные дела кружка (объединения), мероприятия, направленные на развитие детского самоуправления и сплочение коллектива, профориентацию учащихся, участие в выставках, смотрах, фестивалях, конкурсах, экскурсии и др. В данном разделе плана необходимо отразить все направления воспитательной работы с учащимися: идейное, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, экологическое, интеллектуальное, формирование здорового образа жизни, эстетическое.

Раздел V. Связь с учебными учреждениями, общественностью, родителями.

В данном разделе плана определяется связь объединения с научными, профильными учреждениями, предприятиями, общественными организациями; конкретизируются формы и цели сотрудничества с указанием сроков проведения мероприятий. Предусматривается работа с родителями (индивидуальная работа, проведение родительских собраний, совместные мероприятия с родителями), выступления, выставки.

 Раздел VI. Методическая работа

В разделе раскрывается деятельность педагога по совершенствованию профессиональной квалификации (самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, в работе методических объединений педагогов дополнительного образования), содержание методической работы (разработка программных и методических материалов, организация и проведение открытых занятий объединения по интересам, мастер-классов, творческих мастерских и т.д. с указанием конкретных тем и сроков проведения мероприятий).

 Раздел VII.  Календарный план работы

Календарный план работы объединения составляется в соответствии с учебно-тематическим планом и разделяется на кварталы или месяцы. План отражает подробное изучение тем в течение учебного года, указывается необходимое количество часов и дата проведения.

Раздел VIIIСведения о членах объединения

Раздел журнала содержит все необходимые сведения об учащихся. На протяжении года сведения об учащихся обновляются. Запрещается вычеркивать выбывших учащихся, напротив фамилии учащихся делается запись «выбыл».

Раздел  IXУчет посещения занятий

Педагог делает систематические записи о факте проведения занятий. Отсутствующих на занятиях учащихся отмечает буквой «н». Фамилия и имя учащихся записываются полностью. Часы и даты занятий должны соответствовать утвержденному расписанию занятий. Даты, поставленные на левой половине журнала, должны полностью соответствовать датам занятий групп на правой половине листа и расписанию

Занятия в группах второго и последующих годов обучения начинаются с 1-го сентября согласно расписанию.

Журнал первого года обучения также ведется с 1-го сентября, где в разделе «Содержание занятий» указываются собеседование с учащимися и их родителями, организационные собрания, предварительное тестирование, комплектование группы и т.д.

На период комплектования отводится 10 дней.

На правой странице разворота фиксируется содержание занятий, дата и количество часов, отработанных педагогом в соответствии с расписанием и календарным учебно-тематическим планом, с учетом практических и теоретических занятий.

Дата

Змест заняткаў, назва тэмы, пералік пытанняў і выкананных

практычных работ

Працягласць заняткаў

(колькасць гадзін)

Подпіс педагога

Дадатковай адукацыі

1.10

Тэматычная кампазіцыя «Мае любімыясвяты».

Выкананне работ у матэрыяле

1 г (подпіс)

Нельзя делать прочерки повторяемости тем занятий. В графе «Часы» педагог указывает количество часов, отработанных на данном занятии, в соответствии с расписанием (например, 2 часа). Исправлений в датах занятий и часах не допускается.

В случаях отпуска, командировки, больничного листа педагога пропущенные даты занятий на левой половине листа не указываются, на правой половине делается запись. Например, с 15 по 30 октября больничный лист; с 20 марта по 10 апреля – командировка, приказ № 45 от 05.03.2011.

В период школьных каникул педагоги могут работать в соответствии с утвержденным планом работы на каникулы и осуществлять педагогическую, методическую или организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, о чем делается соответствующая запись в журнале.

Раздел  XЗанятия по технике безопасности

Заполняется список учащихся, отмечаются даты проведения инструктажа, записывается содержание и продолжительность занятия, ставится роспись педагога. Инструктаж проводится по мере необходимости. Количество занятий зависит от специфики и требований образовательной программы.

Раздел  XIЗамечания администрации по ведению журнала

В заключительном разделе журнала могут быть отмечены следующие аспекты:

-своевременность и правильность внесения записей в журнал;

-выполнение программы (соответствие учебно-тематическому плану);

— разнообразие форм проведения занятий;

— подготовка и проведение итоговых занятий;

— посещаемость занятий.

План работы объединения по интересам утверждается директором УДОДиМ.

Журнал хранится в служебном помещении.

После окончания учебного года журнал сдается администрации УДОДиМ.

Согласно номенклатуре дел срок его хранения – 3 года.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.